Имя в истории Ржева: Дмитрий Иванович Маевский

17 мая 1917 года в Петрограде родился Дмитрий Иванович Маевский - художник, живописец, пейзажист. Детство и юность художника прошли в Ржеве.

Увлечение рисованием привело его в студию художника Шведова, где он получил первые навыки рисунка и живописи. В 1933-35 гг. окончил два курса индустриального техникума в Ленинграде, параллельно готовясь к поступлению в Академию художеств. В 1935 году успешно сдал вступительные экзамены на живописное отделение ЛИЖСА, но не был зачислен из-за отсутствия вакантных мест вследствии реорганизации института. Устроился художником на кинофабрику, затем работал в товариществе художников Ленизо. Одновременно в 1937-39 гг. посещал занятия рисунком и живописью в изостудии Дворца Культуры им. С.М.Кирова, которой руководили И.Бродский и М.Копейкин. Впервые участвовал в выставке в 1939 году.
В 1939 году был призван в Красную Армию, участвовал в Финской компании и Великой Отечественной войне. Воевал на Ленинградском фронте, старший сержант 468 стрелкового полка 111 стрелковой дивизии. С сентября 1941 по март 45 года был в немецком плену. Демобилизовался в 1946 году с должности старшего переводчика в звании старшины, награждён медалью «За победу над Германией». После вернулся к работе в Ленизо. С 1949 года работал по договорам с Художественным фондом. Одновременно восстанавливал утраченные за годы войны творческие навыки. В 1946-49 гг. занимался в студии художника П.Д.Бучкина, а в 1952-53 — в студии художника А.И.Харшака.
С 1953 года много работал с художником Н.Е.Тимковым, выезжая с ним на сбор этюдного материала на Дон, Украину, а также в Рождествено и Выру под Ленинградом. Помимо исполнения заказных картин много работал творчески в жанре пейзажа, портрета, тематической композиции.
С середины 1950-х гг. — постоянный участник выставок. Наибольшую известность получил как мастер портрета и лирического пейзажа. Член Ленинградского Союза советских художников (1955). Представление о живописной манере 1950-х — первой половины 60-х гг. дают показанные на выставках работы «Украинский дворик» (1954), «Проталины» (1955), «Сараи» (1956), «Новая школа», «Суда» (обе 1957), «Домны», «Заводской дворик», «Нижний Тагил» (все 1958), «Ижорский завод» (1959), «Прокатчик» (1960), «Повеяло весной», «Портрет В.А.Горюнова» (1961),«Голубые тени» (1962), «За чтением», «Морозный день», «Распогодилось» (все 1963), «Портрет старого большевика Т.А.Андреева», «Зоя — комсомолка совхоза им. Дзержинского» (обе 1964) и др. Индивидуальную манеру художника отличают приверженность традициям тональной живописи и натурному письму, сдержанный мягкий колорит с преобладанием зелёных, голубых и охристых тонов, мастерское владение пленэром, несколько обобщённый рисунок.
С середины 1960-х гг. подолгу жил и работал в д. Подол Тверской области, в окрестностях Академической дачи, где создаёт большинство произведений этого периода. Расцвет его творчества приходится на период с конца 1950-х по середину 70-х гг. Продолжает работать над портретами ветеранов войны, передовых рабочих и колхозников. Его всё более привлекает пейзаж средней полосы России с высоким небом и необъятными просторами полей, уходящими за горизонт лесными далями, деревенской околицей, мартовским солнцем и красками осени. Природа в его картинах исполнена сдержанной красоты и достоинства, живописный язык точен и деликатен, это позволяет создавать по-настоящему лирические образы. Эта раздвоенность, ставшая приметой времени и характерная для многих художников, будет сопровождать его творчество вплоть до 1980-х гг., найдя своё отражение в показанных на выставках произведениях: «Апрель» (1968), «Летний день в Подоле» (1970), «Портрет А.А.Кукина, ветерана Великой Отечественной войны» (1971), «Портрет И.М.Носова, полевода совхоза «Пролетарий» (1972), «Портрет П.А.Гринева, рабочего сельскохозяйственной артели «Пролетарий» (1973), «Поля и перелески», «Портрет тракториста совхоза „Пролетарий“ Б.И.Филяева», «Бригадир совхоза „Пролетарий“ Вера Диева» (1975), «Холодный май» (1976), «Совхоз „Пролетариат“. Портрет тракториста А.Хрусталева», «Мартовское солнце» (обе 1977), «Солнечный май» (1978), «Деревня Подол» (1980) и др.
Позднее его творчество по-прежнему связано с тверской землей, здесь он проводил большую часть времени. Произведения этого периода отличает более сдержанная гамма, меняется их настроение. Все чаще это оттенки лёгкой грусти. Образы приобретают большую обобщенность, рисунок становится лаконичнее, композиция более строгой и выражающей авторский замысел.
В 1970-80 гг. его произведения были представлены на выставках современного советского искусства в Японии в галерее Гикоссо.
Скончался Дмитрий Иванович 23 июля 1992 года (г. Санкт-Петербург). Его произведения находятся в художественных музеях России, в многочисленных частных собраниях в России, США, Финляндии, Франции, Японии и других странах.

0
0

Подпишись и получай новости первым

ОБСУЖДЕНИЕ

Для комментирования Вам необходимо авторизироваться.